Развивающая среда как главный фактор формирования вектора развития каждого ребенка


Авторы: Матюшкина Любовь Васильевна, учитель физики МАОУ лицея № 4 г. Таганрога,

Якунина Ольга Борисовна, учитель физики МАОУ лицея № 4 г. Таганрога.

Аннотация

В статье представлены результаты инновационного опыта создания развивающей среды в процессе обучения физике в логике ФГОС. Процесс обучения строится с учетом внутренних психологических особенностей познавательной деятельности обучающихся. Показано, что применение инновационных методов способствует максимальному раскрытию потенциала каждого учащегося.

Ключевые слова: физика, процесс обучения, развивающая среда, познавательная деятельность.

Актуальность деятельности, направленной на создание развивающей среды, связана с тем, что любому обществу нужны творческие люди; именно они обеспечивают прогресс развития человечества. Инновационная направленность непосредственно нашей деятельности связана с изменением модели построения процесса обучения с учетом различных способов познания каждого учащегося. Наличие развивающей среды позитивно сказывается на всем процессе обучения.

Одним из важнейших условий эффективного обучения является учет внутренних психологических особенностей познавательной деятельности обучающихся. Согласно результатам социологических исследований можно выделить четыре способа познания: конкретный опыт, рефлективное наблюдение, абстрактная концептуализация, активное экспериментирование. Необходимо так планировать учебный процесс, чтобы на различных этапах процесса обучения включились различные способы познания, тогда каждому обучающемуся найдется подходящая ниша.

Как показывает практика, осуществить такой полный цикл на одном отдельно взятом уроке весьма проблематично. Поэтому наш авторский коллектив избрал иной путь [1]. В классах физико-математического профиля согласно плану учебно-воспитательной работы лицея № 4 обучение физике ведется тремя содержательно взаимосвязанными курсами: лекции, практические занятия и физический практикум. Именно такое «триединство» и обеспечивает полный замкнутый цикл обучения с учетом различных способов познания.

Нами была создана рабочая программа, позволяющая связать, согласовать и объединить три курса в единое целое. В качестве концептуальной основы построения программы рассматривается современный метод научного познания, суть которого заключается в модельном отражении действительности.

Дидактический аспект концепции программы состоит в том, что познавательный процесс организован по общей схеме научного познания: от исходных эмпирических законов и фактов к гипотезе, от гипотезы к теоретическим выводам и далее – к экспериментальной проверке и практическому творческому применению научных выводов.

Психологический аспект концепции состоит в признании опыта деятельности в сфере изучаемого предмета решающим фактором обучения и интеллектуального развития.

Для реализации образовательного потенциала физики в условиях углубленного изучения предмета центр тяжести переносится с заучивания и запоминания материала на приобретение опыта деятельности в сфере научного познания. Предлагаемая программа отличается от базовой глубиной рассмотрения отдельных тем и разделов, структурой курса, научным стилем изложения материала. Основные понятия и законы физики представлены учащимся не как окончательные и неизменные истины, а в их историческом развитии с выяснением границ применимости изученных законов, с примерами существования различных систем научных понятий.

На лекциях ключевым способом познания является абстрактная концептуализация. Лекции сочетают следующие этапы работы со знаниями: ознакомление; примеры применения полученных знаний в различных ситуациях; анализ; обобщение; контроль.

Практические занятия активизируют такие способы познания, как рефлективное наблюдение и активное экспериментирование. Они построены с непременной опорой на деятельностный элемент, что подразумевает активную работу учащихся по закреплению знаний.

Физический практикум способствует включению конкретного социального опыта ребенка (опыта решения проблем, опыта творческой деятельности) и опять же активного экспериментирования. Физический эксперимент является не только и не столько средством наглядности, но, прежде всего, методом познания. Поэтому он представлен в программе как исследования самих учащихся.

Методический аспект концепции нашей программы состоит в том, что теория и эксперимент в содержании предмета являются одновременно и объектом, и методом познания. Умения и опыт физической деятельности рассматриваются как конечная цель обучения, а знания и освоенные виды образовательной деятельности – как средство их достижения.

Организованный таким образом цикл обучения ориентирован в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы учащегося.

Новое содержание требует и прогрессивных технологий, ориентированных на деятельностный подход. Это технология критического мышления, блочно-модульного обучения, ИКТ с учетом различных способов познания (замкнутые циклы обучения).

Процесс подготовки учащихся к олимпиадам и творческим конкурсам также носит инновационный характер. Из-за того что количество заинтересованных учащихся растет, стало возможным появление новых форм работы. Учащиеся являются активными участниками самого процесса подготовки к олимпиадам. Под руководством учителя дети прорабатывают отдельные темы, организуют занятия по изучению отдельных тем со своими одноклассниками. Кроме того, старшие подбирают материал для младших, проводят с ними тренировочные занятия. Учитель является лишь организатором этой деятельности, стимулируя и направляя процессы саморазвития и становления учащихся. Благодаря широкому использованию электронных образовательных ресурсов нам удалось привлечь широкий круг учащихся к дистанционным творческим конкурсам различного плана и осуществить подготовку учащихся к этим конкурсам.

В процессе создания развивающей среды:

  • разработаны рабочие программы по всем трем направлениям (лекционный материал, программа курса «Физический практикум»; разноуровневый дидактический материал для практических занятий и подготовки к олимпиадам).
  • разработана программа работы с мотивированными к изучению физики учащимися для подготовки к олимпиадам различного уровня;

· накоплен банк электронных образовательных ресурсов, эффективно используемых в образовательной деятельности;

· разработана программа обучения учащихся профильной физической смены интенсивной подготовки к олимпиадам с учетом различных способов познания, в которой теория и эксперимент в содержании предмета являются одновременно и объектом, и методом познания. Программа предназначена для учащихся 10-11 классов, проявивших интерес к обучению физике и продемонстрировавших высокие показатели по результатам олимпиад муниципального и регионального уровней.

Результативность деятельности по созданию развивающей среды

подтверждается следующими фактами:

  • повышение мотивации учащихся;
  • широкое вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в соответствии со своими внутренними установками;
  • создание ситуации успеха, развитие предметных и метапредметных навыков, учение с увлечением;
  • 100%-ое вовлечение учащихся в олимпиадное движение;
  • большое количество победителей и призеров олимпиад и творческих конкурсов (уровневые и международные олимпиады);
  • улучшение качественных показателей процесса обучения (77 % выпускников сдали ЕГЭ на 80 баллов и выше; 64 % получили 100 баллов на ЕГЭ по результатам олимпиад, в 2020/2021 учебном году двое учащихся получили 100 баллов на ЕГЭ, один учащийся – 99 баллов);
  • поступление выпускников в ведущие вузы страны (МГУ, МФТИ, МИФИ, МВТУ, СПбГУ, ИТМО) и успешное обучение в этих вузах.

Разработанная нами программа задает сразу несколько векторов развития каждого учащегося:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • повышение мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности, и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение собственной индивидуальной образовательной траектории.

Анализ достигнутых результатов показывает, что именно системная и систематическая работа, проводимая как на уроке, так и во внеурочное время с учетом различных способов познания, способствует созданию условий для всестороннего развития учащихся. Созданная таким образом развивающая среда способствует повышению качества физического образования и дает возможность превратить образовательную деятельность в эффективный творческий процесс.

Литература:

Матюшкина Л.В., Якунина О.Б. Создание развивающей среды в процессе обучения физике// Практические советы учителю, 2016. №7. С. 41–44.